(391)
266-16-50
Отдел продаж
На главную
Карта сайта
/ Литотека/Статьи и публикации/ Зачем нам супер-мегаполис на берегах Енисея?

Зачем нам супер-мегаполис на берегах Енисея?

ХлопонинОтцом грандиозной идеи создания красноярской агломерации, которая впервые прозвучала в феврале 2007 года, считается Александр Хлопонин. И это, наверное, справедливо и верно. Губернатор с редким энтузиазмом пропагандирует ее уже несколько месяцев. Более того, по его инициативе уже сделан ряд конкретных шагов по объединению семи территорий Красноярска, Сосновоборска, Дивногорска, Емельяновского, Березовского, Манского и Сухобузимского районов в единый супер-мегаполис, у которого, если все будет сделано технологично и правильно, через 10—12 лет появятся все шансы гордо именоваться Восточным полюсом России. Но случится ли это? Нужно понимать, что на пути к этой цели нам придется решить немало сложнейших проблем, и одного энтузиазма Александра Геннадиевича может не хватить. Нужны усилия всех. Поговорим о плюсах и минусах идеи. И, вообще, зачем это надо и власти, и жителям региона?

Сибирская гонка

Тренд укрупнения городов является общемировым. И это понятно в условиях глобализации конкурентные преимущества получает тот, кто сможет создать на своих территориях разноотраслевые высокотехнологичные производственные комплексы, способные позволить большому городу вписаться в мировую экономику и быть в ней успешным игроком. Крупные города сейчас становятся во многом самостоятельными субъектами экономики. И это, наверное, самое важное соображение, которое двигает теми, кто выступает за создание агломераций. Для этого приходится решать массу городских, экономических и политических проблем. Часто города просто вынуждены объединяться, чтобы выжить. И в Иркутске, и Новосибирске считают, что у них не меньше прав на звание главного «магнита» Сибири.

Достаточно успешным опытом создания агломерации считается Лондон, которому удалось более-менее решить сложные для всех мегаполисов транспортные и коммунальные проблемы. Типичным мегаполисом считается Москва. Не сказать, что там все идеально, но столица России является наглядным примером того, как мегаполис за счет своих размеров и инфраструктуры получает конкурентные преимущества. Едут в Москву, а не из нее. Там и зарплаты, и качество жизни гораздо выше, чем в провинции. Просто у людей больше шансов себя реализовать, чем в любом другом городе России.

КрасноярскЕсть в этой теме и важнейший геополитический аспект. Хлопонин недавно афористично определил, может быть, главный нерв проблемы: «В настоящее время экономика движется на восток, а людские ресурсы, к сожалению, на запад». Трудовые ресурсы нужны восточной части страны, и Красноярский край уже остро столкнулся с этой проблемой, но как затащить народ на берега Енисея в предчувствии грядущей китаизации всего и вся? Понятно, что нужны новые решения на федеральном уровне, достойные знаменитой программы переселения в Сибирь, которую реализовал сто лет назад Петр Аркадьевич Столыпин. Но и создание агломерации один из вариантов решения этой темы. Если все будет сделано красиво и без проколов, наш город может превратиться в сильный «магнит» и для людей из западной части страны. Красноярск сейчас находится на перепутье. По большому счету, он мало чем отличается от столиц большинства других сибирских регионов. Все они мечтают доминировать в СФО, но, реально, пока сохраняется динамическое равновесие, никто сильно вперед не вырвался. Идея объединить вокруг краевого центра разные территории в этом плане достаточно логична. Власть надеется на кумулятивный эффект, который принесет немалые дивиденды. Но не будем забывать, что и в других регионах сидят неглупые люди. И в Иркутске, и Новосибирске считают, что у них не меньше прав на звание главного «магнита» Сибири. В этой гонке важно не опоздать. Пока у нас есть шансы стать первыми.

Мечты и реальность

Мало кто вспоминает сейчас, что Красноярск уже имеет опыт укрупнения территорий. Краевой центр расширяться начал давно. Частью города в свое время стали совхоз «Удачный», микрорайон Солнечный, поселок Песчанка. Красноярская власть без особого восторга присоединяла эти населенные пункты. Присоединенные территории только умножали проблемы города. В случае с Песчанкой мэрия, которой этот проблемный поселок фактически навязала краевая власть, даже дошла до Верховного суда РФ, но проиграла. Пришлось взять на себя эту ношу и серьезно вкладываться в инфраструктуру этих населенных пунктов.

Но сейчас ситуация несколько иная. Год назад Министерство регионального развития РФ представило проект развития 14 крупных центров, предусматривающий объединение их с городами-спутниками и создание качественно новой транспортной и коммунальной инфраструктуры. По словам чиновников этого ведомства, объем федеральных инвестиций в развитие каждого из городов может превысить 100 млрд. рублей. Недавняя идея Дмитрия Козака о создании суперкрупных экономических регионов вполне подтверждает эту концепцию, о чем было заявлено и на Красноярском экономическом форуме.

Более того, в середине мая губернатор озвучил вообще какие-то сказочные цифры ожидаемых инвестиций в агломерацию. В ходе телемоста губернатор края заявил, что объем инвестиций в проект «Красноярск-2020» составит в ближайшие 12 лет сумму от 10 до 15 млрд. долларов. По его словам, масштаб необходимых финансовых вложений в создание супер-мегаполиса сопоставим с размером инвестиций в проект освоения Нижнего Приангарья. В каждой территории будут запущены масштабные проекты, которые дадут второе дыхание и Красноярску, и районам. Однако пока не совсем ясен главный вопрос, зачем для этого нужно объединяться? Вообще-то можно инвестировать и без сложных процессов интеграции.

В поисках знаменателя

КрасноярскИдеология объединения только формируется, ищется общий знаменатель. Попробуем предложить свой вариант ответа: объединение нужно для того, чтобы через 10 лет быть не прозябающей провинцией, а крупным игроком глобальной экономики, главным центром Зауралья. Только это даст шанс жителям и Красноярска, и района на достойную жизнь.

Теперь о проблемах. Год назад автор этих строк общался с депутатом краевого парламента, членом КПРФ Валентиной Бибиковой. Она не в восторге от объединения, и ее аргументы заслуживают внимания. Ее слова актуальны и сегодня, поэтому приведу небольшую цитату из нашей беседы. «Каков будет юридический статус этих пригородов? Это не теоретическая проблема, а вопрос, который важен, например, для бюджетников, проживающих в сельских районах и получающих, благодаря этому, субсидии. Если они вдруг станут горожанами, то эти деньги будут для них потеряны.

Говорят, что благодаря объединению сократится управленческий аппарат. Здесь существует несколько проблем. Во-первых, это сокращение рабочих мест. Во-вторых, не придется ли людям ездить за справками, например, из Дивногорска, в Свердловский район? В-третьих, есть риск, что суперцентрализация власти в мэрии Красноярска может привести к управленческому хаосу. Напомню, что когда-то Сосновоборск уже входил в состав Ленинского района Красноярска, и ничего хорошего из этого не получилось. Город сам отказался от непосильной ноши».

Не видят экономической целесообразности в объединении экс-губернатор Валерий Зубов и влиятельный коммунист Всеволод Севастьянов. Губернатор попытался недавно ответить на эти непростые вопросы. Во время подписания межмуниципального меморандума глава региона заявил, что проект не заключается в том, чтобы изменил границы и земельные участки муниципальных образований. «Основа агломерации не подразумевает изъятие территорий или процесс изменения границ муниципальных образований. Интересы муниципалитетов и жителей не должны был ущемлены. Это комплексный проект, который отражает все виды социальной, экономической среды в рамках большого Красноярска 2020». Но будем объективны и: этого ответа не совсем ясно, что будет большой Красноярск представлять в административном и политическом смысле.

У идеи объединения немало противников. Прежде всего это чиновники и местная бизнес-элита городов-спутников. Они не без оснований боятся потерять нынешние позиции после слияния с Красноярском, утверждает политолог Андрей Копытов. Довольно настороженно к этой идее относятся и сами красноярцы, которые опасаются, что присоединение дотационных территорий может опустошить городскую казну. Очевидно, что для успеха этого глобального проекта придется провести широкомасштабную информационную PR-кампанию. Она может начаться уже после одобрения в Правительстве РФ концепции развития красноярской агломерации.

Пока предлагаются варианты некоего мягкого вхождения районов и городов-спутников в Красноярск с сохранением всех атрибутов местного самоуправления. Что-то похожее происходило в Норильске, но там своя специфика. Пожалуй, с экономикой яснее, тем более созданная «Корпорация-2020» возглавляется Борисом Золотаревым, который доказал в бытность свою губернатором Эвенкии умение решать самые «мертвые» вопросы в одной из самых запущенных территорий России. Как менеджер, он должен оправдать ожидания Хлопонина. Хотя и ему предстоит вместе с мэрией Красноярска и администрацией решать огромное количество юридических и технологических вопросов, на которые пока никто не может дать четких ответов. Не факт, что их знают и в правительстве, где уже в июле должно пройти утверждение концепции агломерации. Но чтобы понять, как двигаться дальше, надо определиться с политической составляющей главного нынче проекта краевой элиты. Найти знаменатель, понятный всем.


Александр Чернявский, статья перепечатана из журнала "RENOME" 05/2008

ГК «Стимэкс»

Адрес: Россия, 660049, г. Красноярск, ул. Марковского, 80, оф. 77
тел.: (+7 391) 266-16-50,(+7 391) 211-15-20, (+7 391) 266-14-08
факс: (+7 391) 266-14-39
e-mail: stimex-trade@mail.ru, future-city@mail.ru