Наш цикл публикаций о почетных гражданах Красноярского края начинается рассказом о Екатерине Константиновне Иофель. Профессор Красноярской академии музыки и театра, она воспитала более полутора сотен первоклассных певцов. Заслуженный деятель искусств России, сама Екатерина Константиновна не менее известна в нашей стране и за рубежом, чем некоторые ее ученики. По совокупности заслуг перед мировой музыкой Екатерину Константиновну вполне можно назвать Почетным гражданином всего мира. И это не будет преувеличением — не много найдется уголков на нашей планете, где бы хоть раз не звучал голос тех, кого она научила.
Чтоб за душу хватало
Екатерина Константиновна Иофель родилась 12 октября 1923 года в Красноярске. Хоть отец и занимался оборудованием в организации «Енисейзолото», а мама работала директором библиотеки Красноярского пединститута, семья была музыкальной — отец играл на разных инструментах, в доме часто пели. Родители любили театр и брали с собой маленькую Катю — оставлять было не с кем. Тогда у нас в крае не было своей оперы, и оперные спектакли ставились на сцене театра Пушкина. Пели там легендарные артисты — Петр Иванович Словцов и его супруга Маргарита Николаевна Риоли-Словцова. По воспоминаниям родителей Екатерины Константиновны, когда она, будущий профессор вокального искусства, в пять лет посмотрела оперу «Евгений Онегин», пришла домой, встала на одно колено и запела арию Ольги.
Но главные музыкальные впечатления детства Екатерины Константиновны связаны с поездкой в деревню:
— Крестьяне шли с работы усталые, но вечером обязательно садились на завалинку вместе с балалаечником или гармонистом и начинали петь. И делали это с таким чувством, с таким проникновением, что я до сих пор помню, как это было. Как говорил основатель русской вокальной школы Михаил Иванович Глинка, музыка — душа моя. Вот так они и пели — с душой, искренне. Это стало моим профессиональным кредо на всю жизнь. Сегодня мне научить кого-то издавать правильные звуки не составляет большого труда, но этого мало. У Николая Андреевича Римского-Корсакова в опере «Царская невеста» такой персонаж Собакин просит Любашу спеть «попротяжней, чтоб за душу хватало». Вот этому я и учу, слушателю ведь сразу будет понятно, если человек поет безразлично. Настоящий певец всегда к кому-то обращается. Для меня музыка — жизнь, и мне вообще не понятно, как она может существовать без искренних эмоций.
Долгий путь домой
По послужному списку Екатерины Иофель можно изучать и географию, и историю русского вокального искусства прошлого века.
Закончив среднюю и музыкальную школу по классу фортепиано, Екатерина Константиновна поступила в музыкальное училище на вокальное отделение в класс Риоли-Словцовой. Параллельно продолжила совершенствоваться в игре на фортепиано.
Кроме музыки был и другой интерес — филология. Еще до войны были поданы документы в Московский институт классической филологии, который к тому времени уже был эвакуирован в Томск, вместе со множеством других прекрасных музыкантов, певцов и ученых. Там проучилась год, пока не пришлось вернуться домой помогать матери и маленькой сестре — отца забрали в армию — и перевестись в Красноярский пединститут на факультет русского языка и литературы…
Филологическое образование преподавателю пения пошло только на пользу. Многие ученики Екатерины Константиновны вспоминают, что она научила их понимать литературу в широком смысле и конкретно поэзию, те слова, которые и нужно было петь. Заставляя будущих певцов обращать внимание на содержание произведения, она открывала для них новый мир.
…А тем временем в Новосибирске открывался оперный театр, директор которого приехал в Красноярск набирать кадры для своей труппы. Кроме эвакуированных артистов, он захотел послушать и местные голоса и пришел в класс Риоли-Словцовой. Из пяти прослушанных певцов работу в новом театре предложили только Екатерине Иофель. Там и прошло два года. Потом молодая певица поняла, что надо поступать в консерваторию — в Ленинградскую, которая в ту пору была эвакуирована в Ташкент.
— При этом всегда бредила Красноярском, хотела работать только здесь. И по окончании, в 1951 году, от министерства я получила направление на работу в Красноярское музыкальное училище заведующим вокальным отделением, где вела свой класс, и заместителем директора по учебной работе.
Потом было преподавание в музыкальном училище города Грозного — мужа, дирижера, пригласили работать в местный симфонический оркестр. В жизни начался «южный» период, в те годы Екатерина Константиновна была одной из ведущих солисток Кисловодской, Ялтинской и Сочинской филармоний.
Но останавливаться на достигнутом не хотелось — постоянное стремление к самосовершенствованию не давало покоя, и Екатерина Константиновна поступила в аспирантуру в Государственный институт имени Гнесиных в класс Натальи Дмитриевны Шпиллер (родной тети красноярского дирижера Ивана Всеволодовича Шпиллера). Параллельно с этим шла плодотворная работа в Горьковской консерватории, где с 1964 по 1978 годы она заведовала кафедрой сольного пения и оперной подготовки.
И вот наконец появилась возможность вернуться домой и быть полезной родному краю:
— Павел Стефанович Федирко, первый секретарь крайкома КПСС, давно хотел открыть в Красноярске филармонию и спрашивал меня, какие учреждения нужны для ее благополучного существования. Я и сказала, что, создавая оперный театр и симфонический оркестр, нужно в первую очередь думать о кадрах и об их подготовке. Всех не наприглашаетесь, и нужно открывать консерваторию. Павел Стефанович, послушав меня, приехал в министерство и стал настаивать на открытии консерватории, но в конечном итоге его убедили открыть Красноярский институт искусств, включавший в себя художественный, музыкальный и театральный факультеты. Туда меня и позвали в 1978 году для создания кафедры сольного пения и оперной подготовки, которую я потом возглавляла более двадцати лет.
Создать кафедру, о которой скоро узнали во всем мире, было непросто, для этого необходимы не только педагоги-вокалисты, но и преподаватель итальянского языка. Кроме того, каждому певцу нужен врач-фониатр, ларинголог, специализирующийся на заболеваниях голоса.
Здесь Екатерине Константиновне помогли старые знакомые, свели с Михаилом Савельевичем Михельсоном, в совершенстве владевшим итальянским (он оставил после себя много учеников, некоторые из них продолжают его дело и преподают в академии музыки и театра).
И фониатр нашелся, тогда и сейчас единственный на весь край, — Семен Ильич Чернобельский, который до сих пор работает и в театре оперы и балета, и на кафедре.
Концертный аншлаг на учебных классах
Екатерина Иофель — преподаватель, востребованность которого вышла далеко за пределы и кафедры, и института, и даже страны. Периодически красноярского педагога приглашали провести мастер-классы за рубежом.
— В Нидерландах я спрашиваю директора Оперного центра, который организовывал мои занятия, где будет проходить мастер-класс. А он говорит: не волнуйтесь, мадам, все билеты уже проданы. Я его не поняла, а потом оказалось, что если здесь я чему-то учу в классе, то там на это посмотреть приходят зрители, публика это очень любит. Мои занятия проходили в зале оперного театра на несколько тысяч мест.
Когда я приехала в следующий раз, меня встретил в аэропорту тот же самый директор и начал меня с чем-то горячо поздравлять. Я снова удивилась — с чем поздравлять, я ведь только прилетела. А он мне рассказал, что все, кто участвовал в моем прошлом мастер-классе, заняли призовые места на международном конкурсе в Бельгии. И теперь председатель этого конкурса просит разрешить ей приехать на мастер-класс. Конечно, пусть приезжает. В перерыве я слышу, что они говорят такое «кррр-кррр». Я переводчицу попросила подойти послушать, чего они там «каркают». То, что она мне сказала, для меня стало лучшей наградой. Они говорили, что Красноярск — это русская вокальная школа. Только название города выговаривали с трудом. Но сейчас вот, слава богу, научились.
Екатерина Константиновна Иофель сделала то, о чем мечтает любой преподаватель, — создала свою школу. На международных, всесоюзных, всероссийских конкурсах побеждают не только ее ученики, но уже и воспитанники ее учеников. В Красноярской академии музыки и театра преподают те, кого она выучила: профессор, заслуженная артистка Наталья Алексеева, доцент, заслуженная артистка России Людмила Попова, солист Красноярского оперного театра Олег Алексеев.
Екатерина Константиновна не просто учит сольному и камерному пению — она учит, как научить ему. На третьем курсе читает «Основы вокальной методики». Студенты эти лекции слушают с большим интересом.
Видеть лучшее
В учебный класс к профессору Иофель приходишь как в музей. Стены завешаны афишами (ее концертов и концертов учеников), дипломами, благодарственными письмами. Для непривычного глаза такое изобилие скрадывает первые секунды и миниатюрную фигурку хозяйки кабинета, и внушительный рояль.
Регалий и благодарностей действительно много — для всех никакого кабинета не хватит. Медаль ордена «За заслуги перед Отечеством» II степени, Почетный знак Министерства культуры СССР, Почетная грамота ЦК КПСС, Совета министров СССР, ВЦСПС и ЦК ВЛКСМ за достижение наивысших результатов в работе, множество благодарностей Министерства культуры России, письма от губернаторов, мэров, депутатов. В 2006 году она удостоена золотой медали, диплома и звания лауреата Фонда Ирины Архиповой за выдающиеся достижения в области подготовки и воспитания нескольких поколений молодых вокалистов.
Есть благодарность от директора Краеведческого музея Валентины Ярошевской. Тут же — большая афиша концерта ее ученика Дмитрия Хворостовского в Нью-Йоркском «Карнеги-Холле» с сообщением «Sold Out» — «Все билеты проданы». В общем, есть на что засмотреться.
Ей очень дорого поздравление с юбилеем от Дмитрия Хворостовского с такими словами:
«Дорогая Екатерина Константиновна! Поздравляю Вас с юбилеем!
На протяжении стольких лет вы служите высокому делу воспитания молодых певцов! Ваша беззаветная преданность искусству, Ваша бескомпромиссность и Ваша воля всегда были и будут примером для подражания.
Ваш ум, Ваша находчивость и острый юмор давно сделали вас легендарной личностью! Но я знаю, что за всем этим живет огромное, ранимое и любящее сердце! Желаю Вам крепкого СИБИРСКОГО здоровья, еще многих лет жизни и работы! Огорчен невозможностью приехать на Ваш юбилей, за что прошу у Вас прощения.
Любящий Вас Дмитрий Хворостовский
12 октября 2008 года Париж».
Екатерина Иофель человек верующий. Причем верующий еще «с тех» времен, когда религия не была в особом почете.
— Крестили меня в детстве. Всю жизнь ношу нательный крест, но это не мешало мне быть октябренком, комсомолкой, членом КПСС, возглавлять парторганизацию. Мне ни разу в жизни никто не сделал ни одного замечания о том, что верую и хожу в церковь, хотя я этого никогда не скрывала. А если бы мне что-то такое и сказали, я бы нашлась что ответить: в Евангелии написано: «не убий и не укради». Так что же, КПСС за то, чтобы убивали и воровали? В уставе коммунистов написано, что человек человеку друг, товарищ и брат. А в Евангелии: «возлюби ближнего как самого себя». Вообще, в уставе Коммунистической партии множество пересечений с христианством, важно только их видеть и понимать.
8 октября 2021 года на кладбище Бадалык на могиле Е.К. Иофель было закончено возведение мемориала Екатерине Константиновне и ее мужу Якову Михайловичу Рассину. Работы были проведены за счет фонда имени Д. Хворостовского.